#настигло
свобода — это выбор
когда говорят, что свобода — это выбор быть свободным хотя бы в своём отношении к происходящему, хотя бы « в своей голове», это может раздражать. сразу представляешь себе довольных людей из инстаграмного бали, которые советуют дышать глубже, быть на позитиве и ощущать, что ты можешь выбрать свою судьбу.
но представьте себе, что это говорит женщина 93 лет, выжившая в холокосте. вдруг эта банальность «свобода — это выбор» играет новыми красками.
эдит было 16 лет, когда ее вместе с семьей погрузили в товарный вагон и увезли в освенцим — концентрационный лагерь смерти, куда нацисты свозили людей, чтобы убить их или замучить до смерти. она пробыла узницей год, за который потеряла убитых в газовой камере родителей, стала весить 32 килограмма, сломала позвоночник и чуть не умерла от истощения и непосильной работы. она продержалась до освобождения узников нацистов американцами, вышла замуж, родила детей, получила образование и сделала научную карьеру в психологии. а потом в 40 лет прочла «человека в поисках смысла», книгу «психолога из концлагеря» виктора франкла — психиатра, философа и создателя психотерапии смысла жизни. он поделился своим тяжелым опытом заключения и тем, как она смог переплавить эту тяжесть в смысл.
уже будучи взрослой и состоявшейся женщиной эгер поняла, что внутренне всё ещё живёт в концлагере. она осознала свой посттравматический синдром, как тюрьму: постоянный страх, стыд за свои эмоции, одиночество среди близких и любящих людей — давящая внутренняя несвобода. она ужаснулась, так как по работе должна была помогать людям с военным птср: как же она сможет помочь другим, если не помогла себе? так она начала свой путь к психологической целостности.
эгер вернулась на место своих мучений только спустя 45 лет после освобождения из концлагеря — лет, которые оказались для нее эмоциональным и психологическим заключением. в 2017 году, в 90 лет, она написала свою первую книгу «выбор», описав историю своих страданий и освобождения. а в 2020 году — вторую книгу «дар», в которой на основании своего опыта она систематизирует уже свой психотерапевтический подход, который адресуется не только людям, которые переживают насилие или пережили его раньше, но и тем, кто чувствует себя слабым и измученным. всем несвободным.
я люблю экзистенциальное направление психотерапии, потому что в отличие от многих систем, зацикленных на нормализации, экзистенциализм всегда разомкнут в неопределенность, отражая суть жизни. ведь жизнь полна страдания, порой необъяснимого, а закончится она у каждого без исключения смертью. и именно психологическая адаптация к страданиям и смерти делает человека психологически целостным — не «нормальным», не «здоровым», а целостным. потому что ну нет «нормальной» или «здоровой» реакции на концлагерь, например.
«дар» эгер читается проще, чем виктор франкл, часто уходящий в чистую философию, — поэтому читать её можно всем и без какой-либо подготовки в области психологии или философии.
и по части жести травме в «даре» всё тоже очень дозированно: ровно столько, чтобы вывести читателя из обыденного восприятия и помочь увлечься поисками смысла.