#королевствоисход #lesexedemzhalala #аннастрельчук
на венецианском кинофестивале показали новый сезон сериала «королевство» ларса фон триера с подзаголовком «исход». спустя 25 лет после выхода предыдущего сезона. в ролях: удо кир, стеллан скарсгард и другие.
про ларса фон триера обычно принято говорить, что он манипулятор, тонкий знаток зрительской души и большой художник, но, смотря новый сезон «королевства», лишний раз убеждаешься только в том, что он нарцисс, позёр и немного идиот, прибегающий к рекламным слоганам и китчевым бинарным дуальностям: порок и добродетель, добро и зло, бог и дьявол. эти последние еще в первых двух сезонах «королевства» низводятся до совсем уж нелепых жестов: несколько примитивных фраз, резюмирующих сюжет, крестик, который автор-рассказчик на фоне красной шторки рисует в воздухе, и «коза», обозначающая люцифера— так завершается каждая серия оригинального сериала.
так, каким бы масштабным и патетичным не было заявление с экрана, можно быть уверенным — это очередной болезненный эксперимент датского режиссёра над самим собой. такой же, как, например, смена нескольких конфессий (триер успел побывать католиком, протестантом, иудеем и атеистом), политических или эстетических воззрений — вплоть до кардинально противоположных.
потому хваленая манипуляция зрителем триера — это побочный и скорее самогипнотический эффект: по какой-то причине зритель не перестаёт искать автора-бога-отца даже за неприятной мефистофельской ухмылкой человека, его убившего, доведя божественные авторские атрибуты до предела — отсюда нравоучительный тон рассказчика в «королевстве», вещающего при этом прописные истины. так что, если угрюмый датчанин и бог, то разве что лесной божок-сатир, склонный к дионисийскому способу существования: всю свою карьеру триер глумится и меняет маски, даже если ступает на почву епифании и вечных истин.
новый сезон сериала, как и первые два, разворачивается в «королевском госпитале» в копенгагене. главная героиня «исхода» карен (бодиль йоргенсен) смотрит первые сезоны «королевства» и страдает от лунатизма. в одном из своих ночных походов она отправляется в «королевский госпиталь» и становится протеже госпожи друссе, общающейся с духами в первых сезонах. ей и другим гомерическим персонажам сериала придётся войти в ту же реку (точнее в то же болото), что и героям первых сезонов, встретиться лицом к лицу со злом, спуститься в ад, но, в отличие от триеровского же джека, вернуться обратно.
в эстетическом плане в новом «королевстве» триер, как в исходном сериале и много лет назад в составе «догмы», борется с сентиментализмом, барочностью и маньеризмом. он отсекает все ненужное: минимальный бюджет, отсутствие работы со светом и фактурами, с мизансценой, небрежная съёмка, грязно-желтая цветокоррекция, джампкаты и прочий кинематографический аскетизм. это лишний раз показывает, что для действительно страшных хорроров, как и для убедительных детективов и остроумных комедий (жанр «королевства» располагается где-то между этими тремя), не нужно огромное финансирование, а отказ от приема — это уже сам по себе довольно эффективный прием.
«королевство» часто сравнивают с «твин пиксом». и хотя здесь присутствуют элементы эстетики, свойственной первому: совы не то, чем кажутся, красный занавес, отделяющий бинарный мир чистых сущностей, загадочные доппельгангеры, безумные старушки, которые всегда оказываются правы в своём бреду, сюрреалистические тропы и общий абсурдизм — триер и линч слишком различаются в своем подходе, чтобы их сравнивать. доконцептуальность и почти детская наивная открытость к миру последнего далеко отстаёт от скептического прищура, бахвальства и богохульства первого. линч — художник, который стал режиссером, триер — исследователь, который режиссером, кажется, так и не стал. оттого эта словесная и визуальная (иногда буквальная, как в новом сезоне «королевства») мастурбация, самоцитирование и дешёвые артистические трюки, вроде мизанабима и слома четвёртой стены. «тупость, бодрость, наглость» — так можно описать «исход», апеллируя к девизу юфита, ну или, если к самому триеру — идиотия. без толики осуждения.